Систему круиз-контроля придумал Ральф Титор, который получил патент на это устройство в 1945 году. В 1956 году оно было установлено на ГАЗ-21 «Волга» в качестве эксперимента, но не пошло в серийное производство. Устройство отслеживало скорость вращения коленчатого вала и при необходимости регулировало подачу топлива. В 1958 году компания Крайслер начала массово устанавливать круиз-контроль на некоторые модели. К 1965 году American Motors (AMC) начала производство недорогих моделей круиз-контроля, которые широко устанавливали на грузовики и тягачи с автоматической коробкой передач.
В середине 1970-х годов некоторые модели иностранных автомобилей начали быть оснащены круиз-контролем. С развитием электроники устройство стало более эффективным и точным. К середине 2000-х годов появились первые опытные модели адаптивного круиз-контроля, который не только регулировал подачу топлива, но и отслеживал дорожную обстановку, реагируя на различные препятствия, такие как крутые повороты, стоящие на дороге или медленно движущиеся машины. Для контроля дорожной обстановки использовались различные устройства, такие как камеры, лазерные дальномеры и радары. Это позволило существенно снизить аварийность при использовании таких устройств.
Устройство и принцип работы круиз-контроля
Этот механизм контролирует скорость автомобиля и регулирует подачу топлива в соответствии с ней. Обычно для определения скорости используются сигналы от датчиков антиблокировочной системы (АБС), что позволяет избежать излишней сложности системы. При активации круиз-контроля его управляющий блок запоминает количество импульсов от датчика АБС за определенный период времени. Если количество импульсов увеличивается, подача топлива снижается, а если уменьшается, то увеличивается. Если круиз-контроль согласован с автоматической коробкой передач, то передачи переключаются в зависимости от нагрузки. При использовании механической коробки передач эту функцию приходится выполнять водителю. В большинстве случаев управление подачей топлива осуществляется с помощью сервопривода или мотора с редуктором, которые регулируют положение дроссельной заслонки.
Круиз-контроль был изобретен в 1948 году инженером Ральфом Тигерстедтом для использования на автомобилях.
Плюсы и минусы использования круиз-контроля
Преимущества данного устройства очевидны – оно снижает нагрузку на водителя, особенно важно во время дальних поездок по трассе, продолжительность которых превышает один час. Благодаря круиз-контролю нога водителя не устает, поскольку система автоматически регулирует подачу топлива, поддерживая постоянную скорость. Однако у этого устройства есть и недостатки. Любая неисправность может привести к аварии, поскольку оно самостоятельно управляет подачей топлива в двигатель. Еще один минус – круиз-контроль может вызвать расслабление водителя, что снижает его концентрацию и повышает риск аварии.
Возможно ли установить круиз-контроль на автомобиль с механической коробкой передач?
Система круиз-контроля предназначена для поддержания постоянной скорости автомобиля без необходимости удерживать ногу на педали газа. Она может быть установлена как на автомобили с механической трансмиссией, так и на модели с автоматической коробкой передач. Эта система позволяет водителю установить желаемую скорость и автомобиль будет автоматически поддерживать ее, что способствует уменьшению усталости водителя и повышению комфорта во время длительных поездок.
Круиз-контроль обычно включается при достижении автомобилем установленной скорости и отключается при нажатии на тормоз или сцепление. Он также может быть отключен вручную в любой момент. Некоторые современные системы круиз-контроля могут автоматически подстраивать скорость автомобиля в зависимости от движущегося трафика, что делает их еще более удобными и безопасными.
Круиз-контроль позволяет водителю устанавливать постоянную скорость автомобиля без необходимости постоянно нажимать на педаль газа.
Как установить круиз-контроль своими руками
При самостоятельном изготовлении КК возникают следующие вопросы:
—
где можно найти подходящую схему без необходимости ее переделывать под конкретную марку автомобиля;
— где можно приобрести сервопривод с соответствующими характеристиками;
— как обеспечить общую надежность всей системы;
— как избежать ошибок, которые могут привести к серьезным последствиям.
В сети можно найти множество различных схем, взятых с автомобилей прошлого века, но найти детали для них может быть проблематично, так как они больше не производятся. Использование современных схем с микроконтроллерами также не лишено рисков, так как поведение такой схемы в случае сбоя может быть непредсказуемым. Это может привести к резкому изменению оборотов двигателя, что в свою очередь может стать причиной аварии, особенно на крутом повороте. Еще одной проблемой является сервопривод, который обладает высокой точностью регулировки, что позволяет плавно изменять скорость автомобиля и избегать рывков.
Многие автолюбители предлагают использовать для создания круиз-контроля двигатель и редуктор от дворников, однако, такой вариант имеет недостатки из-за высокой инерционности и сложностей с регулировкой. Если же взять привод электронной педали газа с разбитой иномарки, то почему бы не использовать оттуда и управляющий блок? Установка такого привода на автомобиль с тросиком газа потребует установки и подключения сервопривода к дроссельной заслонке. Все это позволяет сделать вывод – круиз-контроль можно сделать самостоятельно, если у вас есть хорошие знания в электронике, доступ к элементной базе и возможность провести серьезную переделку автомобиля.
Сколько нужно заплатить, чтобы установить круиз-контроль на автомобиль?
Установка системы круиз-контроля представляет собой отличное решение для автолюбителей, предпочитающих дальние поездки по загородным трассам. Эта система позволяет поддерживать постоянную скорость автомобиля без необходимости постоянного удержания ноги на педали газа. Стоимость установки круиз-контроля начинается от 6000 рублей и может изменяться в зависимости от марки и модели автомобиля. Время установки составляет примерно 4 часа, но может варьироваться в зависимости от сложности процесса.
При выборе системы круиз-контроля важно учитывать ее совместимость с конкретной моделью автомобиля. Также следует обратить внимание на функциональные возможности, такие как автоматическое уменьшение скорости при приближении к другому транспортному средству или возможность установки ограничителя скорости.
При использовании круиз-контроля важно соблюдать правила безопасности и быть готовым к моментальному отключению системы в случае необходимости. Например, на участках с изменяющимися ограничениями скорости или в условиях плохой видимости.
Круиз-контроль также может быть полезен в экономии топлива, поскольку поддержание постоянной скорости способствует более эффективному расходу топлива. Однако, важно помнить, что система круиз-контроля не заменяет внимательное вождение и необходимость реагировать на изменяющиеся дорожные условия.
Напоследок, стоит отметить, что установка круиз-контроля может значительно облегчить длительные поездки, снизить усталость водителя и повысить комфорт вождения. Поэтому, при правильном использовании, эта система становится незаменимым помощником для автолюбителей, особенно предпочитающих путешествия на автомобиле.
Расценки на установку и стоимость круиз-контроля
При выборе круиз-контроля важно учитывать, что все электронные блоки, ввезенные официально в Россию или произведенные внутри страны, должны быть снабжены соответствующими документами.
- Документ на русском языке, содержащий подробное описание характеристик, устройства и процесса установки;
- Сертификат соответствия, выданный органом по метрологии и техническому регулированию.
Возможно ли установить круиз-контроль на машину?
Круиз-контроль – это удобная функция, которая позволяет автомобилю поддерживать постоянную скорость без необходимости удерживать ногу на педали газа. Однако не все автомобили с завода оснащены этой системой, и в некоторых случаях ее установка может потребовать дополнительных действий.
Прежде всего, для установки круиз-контроля на автомобиль необходимо наличие мультируля, так как именно через него осуществляется управление данной функцией. Если ваш автомобиль не оснащен мультирулем, возможно потребуется замена руля на специальный, поддерживающий данную функцию.
Кроме того, не каждый двигатель поддерживает систему круиз-контроля, поэтому перед заказом комплекта устройств необходимо проконсультироваться со специалистами или изучить технические характеристики своего автомобиля.
При установке круиз-контроля важно обратить внимание на качество комплектующих и их совместимость с конкретной моделью автомобиля. Часто лучше обратиться к профессионалам, чтобы избежать проблем в будущем.
Несмотря на некоторые сложности, использование круиз-контроля может значительно облегчить длительные поездки и снизить усталость водителя. Эта функция особенно полезна на дорогах с постоянными ограничениями скорости, позволяя сосредоточить внимание на дорожной обстановке, а не на поддержании постоянной скорости.
Важно помнить, что использование круиз-контроля не освобождает водителя от ответственности за управление автомобилем, и всегда необходимо быть готовым к вмешательству в управление в случае необходимости.
Установка круиз-контроля на автомобиль своими руками
—
набор для установки круиз-контроля;
— схема электропроводки вашего автомобиля;
— проводка для круиз-контроля, соответствующая вашему автомобилю, или подходящие разъемы и монтажный провод;
— датчик электронной педали газа (только для автомобилей с механическим управлением дроссельной заслонкой);
— тройник и шланг, диаметр которых равен диаметру шланга вакуумного усилителя тормозов (только для круиз-контроля с вакуумным сервоприводом);
— предохранитель, ток которого на 50 процентов больше, чем указан в паспорте блока управления круиз-контролем;
— тестер;
— дрель;
— набор ключей;
— набор отверток разной длины и толщины;
— различные гайки и болты для крепления сервопривода и управляющего блока;
— изолента;
— умение читать схемы, соединять провода, выполнять сложные слесарные работы.
При помощи схемы нужно найти провод, который передает сигналы от датчика АБС. Если его нет, то можно использовать провод, передающий сигналы от электронного спидометра. В случае отсутствия и того, и другого, можно обратить внимание на провод от тахометра, датчика положения коленчатого вала, распределительного вала или управления электронным зажиганием. Этот провод будет передавать данные о скорости движения автомобиля или работе двигателя на контроллер круиз-контроля, который затем определит, нужно ли увеличить или уменьшить подачу топлива.
После этого нужно найти провод, который идет от датчика тормозов, активирующего стоп-сигналы. Этот провод будет передавать сигнал контроллеру круиз-контроля для отключения его работы. Затем следует найти провод от датчика электронной педали газа. Если у вас механическая педаль, то нужно подключить к ней датчик. Также необходимо найти провод, который передает сигнал о включении зажигания на контроллер инжектора, электронное зажигание или топливный клапан дизельного двигателя. К этому проводу необходимо подключить блок управления круиз-контролем. Для подключения сервопривода нужно найти провод от генератора или питания катушек зажигания.
Разыщите на передней панели место для размещения кнопок и индикатора круиз-контроля. В моторном отсеке отыщите место для установки сервопривода. Расстояние от него до дроссельной заслонки не должно быть больше 2/3 длины его тросика. Найдите подходящее место для размещения управляющего блока. Желательно установить его в салоне под передней панелью.
— Отключите аккумулятор.
— Закрепите сервопривод и управляющий блок. Если у вас есть штатная проводка, то проложите ее так, чтобы провода не болтались и подключите к соответствующему разъему и подключите предохранитель. Если штатной проводки нет, соберите ее, ориентируясь на схему автомобиля и распиновку контактов управляющего блока, а также подключите разъем к штатной проводке. Установите предохранитель.
— Подключите проводку к блоку управления КК и сервоприводу.
— После этого обязательно проверьте, все ли вы подключили правильно.
— Если все нормально, заводите двигатель, разгоняйте автомобиль и проверяйте работу круиз-контроля.
Помните, что подключение круиз-контроля к любому типу автоматической коробки передач требует глубоких знаний и опыта. Если у вас есть соответствующие навыки, то инструкция вам не понадобится. Если же вы не уверены в своих способностях, не пытайтесь это делать самостоятельно. В противном случае вы рискуете повредить блок управления или автоматическую коробку передач.
Виды круиз-контроля: обзор и классификация
Существует два типа круиз-контроля: пассивный (РСС) и адаптивный (АСС), который также называют активным.
Пассивный круиз-контроль (РСС) предназначен для поддержания постоянной скорости автомобиля без вмешательства водителя. При изменении скорости или появлении препятствий водитель должен самостоятельно вмешаться.
Адаптивный круиз-контроль (АСС), или активный круиз-контроль, использует радары или камеры для автоматического поддержания безопасной дистанции до впереди идущего транспортного средства. Система может автоматически уменьшать скорость или даже полностью останавливать автомобиль в случае необходимости.
Преимущества пассивного круиз-контроля:
— Простота использования
— Экономия топлива
— Подходит для езды по открытой дороге
Недостатки пассивного круиз-контроля:
— Не реагирует на препятствия
— Требует постоянного контроля со стороны водителя
Преимущества адаптивного круиз-контроля:
— Автоматическое поддержание безопасной дистанции
— Уменьшение риска аварий
— Удобство в городском трафике
Недостатки адаптивного круиз-контроля:
— Высокая стоимость
— Возможные ложные срабатывания
— Требует технического обслуживания
Как автомобиль замедляется при использовании круиз-контроля?
Система электронной стабилизации (ESC) является важной частью современных автомобилей, обеспечивая безопасность и управляемость в различных дорожных условиях. ESC работает путем мониторинга поведения автомобиля и автоматического вмешательства в процесс управления для предотвращения потери устойчивости и снижения риска аварий.
Когда автомобиль начинает терять устойчивость из-за скольжения или потери сцепления с дорогой, система ESC вмешивается, применяя торможение на отдельных колесах и/или регулируя мощность двигателя, чтобы восстановить устойчивость. Это особенно полезно в ситуациях, когда автомобиль начинает скользить на льду, снегу или во время резкого ускорения или торможения.
Водитель всегда должен помнить, что система ESC не заменяет основные навыки управления автомобилем. Она лишь помогает восстановить устойчивость в критических ситуациях. Поэтому важно ездить осторожно, соблюдать дистанцию и скорость, особенно в условиях плохой видимости или скользкости дороги.
При использовании ESC важно помнить, что водитель всегда может прервать автоматическое вмешательство, энергично нажав на педаль акселератора или тормоза, или начав выполнять объездной маневр. Это позволяет сохранить контроль над автомобилем в случае, если ESC начнет вмешиваться в ситуации, которые водитель считает безопасными.
Несмотря на то, что система ESC значительно повышает безопасность вождения, она не должна быть причиной недостаточной внимательности за рулем. Водители должны всегда быть готовы к возможным ситуациям на дороге и использовать все доступные инструменты для обеспечения безопасности себя и окружающих.
Отключение круиз-контроля: когда происходит?
По правилам безопасности круиз-контроль мгновенно отключается после того, как вы нажали педаль тормоза, а если скорость движения составляет менее 40 км/ч круиз-контроль просто не включится. В сердце круиз-контроля спрятан настоящий компьютер, объединённый в единую систему с дросселем и специальными датчиками.
Круиз-контроль – это удобная и безопасная система, которая позволяет водителю удерживать постоянную скорость движения автомобиля без необходимости постоянно нажимать на педаль газа. Он особенно полезен при длительных поездках по открытой дороге, где можно установить комфортную скорость и не отвлекаться на постоянное регулирование педали газа.
Принцип работы круиз-контроля основан на взаимодействии с датчиками, которые постоянно мониторят скорость автомобиля, а также настройках, заданных водителем. Когда круиз-контроль включен, он поддерживает постоянную скорость, автоматически увеличивая или уменьшая подачу топлива или торможение для поддержания заданной скорости.
Круиз-контроль также оборудован системой автоматического отключения при нажатии на педаль тормоза, что делает его безопасным в использовании. Кроме того, современные системы круиз-контроля могут быть интегрированы с другими системами безопасности и помощи водителю, такими как системы предотвращения столкновений или удержания полосы движения.
Интеграция круиз-контроля с компьютерной системой автомобиля позволяет эффективно управлять подачей топлива и торможением, что способствует экономии топлива и повышению безопасности на дороге.